Кассовый разрыв на предприятии
Заканчивайте торговать… или Кассовый разрыв и его последствия.
Теория или реальность
Все мы хотя бы однажды сталкивались с нехваткой средств на предприятии, а значит – и с кассовым разрывом, даже если не понимали, что это. Потому что кассовый разрыв – это не просто термин на бумаге, а ситуация, когда в компании не достаточно средств для текущих выплат по обязательствам.
Ваш отдел продаж не выполнил план – и вам нечем платить заработную плату персоналу. Одна из партий товара оказалась с браком – и вы не можете рассчитаться с поставщиком сырья. Крупный клиент не оплатил ваши услуги – и вам нечем расплатиться с кредитными учреждениями. Знакомые ситуации?
Итак: кассовый разрыв возникает, когда объем и сроки поступлений денежных средств от покупателей не совпадают с объемом и сроками погашения текущих обязательств перед поставщиками, подрядчиками и персоналом.
Финансовый снежный ком
Понятно, что если вы не можете рассчитаться по обязательствам, это может повлечь нежелательные последствия, такие как:
- Штрафные санкции (от поставщиков или кредитных учреждений)
- Неполная поставка товара, а следовательно и снижение объемов продаж
- Дестабилизация социально-трудовых отношений с персоналом
- Нарушение производственного процесса (что очень существенно для производственного предприятия)
- Ухудшение отношений с контрагентами и, вообще, нанесение непоправимого ущерба вашей деловой репутации.
Диагностируй болезнь на ранней стадии
Даже краткосрочный дефицит денег может привести к серьезному финансовому напряжению на предприятии, которое будет расти как снежный ком. Тогда временный кассовый разрыв превратится в угрозу финансового банкротства. И мы не преувеличиваем. Поэтому необходимо не только знать, как избежать или преодолеть кассовый разрыв, но и уметь его вовремя зафиксировать, чтобы сразу принять меры по стабилизации ситуации.
Чтобы выявить кассовый разрыв или финансовое напряжение, необходимо составить подробный отчет о движении денежных средств, сначала плановый, а затем и фактический. Для этого необходимо собрать следующие данные:
- остаток денежных средств на расчетных счетах и в кассе предприятия на начало периода (ДС);
- отразить плановое поступление средств от дебиторов, за каждый рабочий день за период (ПП);
- отразить сумму платежей поставщикам, подрядчикам, персоналу, налоговых обязательств за период (НО).
А далее следует применить формулу расчета остатка денежных средств на конец периода (ОДС):
ОДС = ДС +ПП -НО
Если ОДС будет отрицательным, то это и будет изображать кассовый разрыв.
Таким образом можно спрогнозировать финансовое напряжение в течение месяца и вовремя определить кассовый разрыв, не дожидаясь его печальных последствий.
Лучше не допускать, чем ликвидировать
Каждый предприниматель понимает, как важно “держать руку на пульсе”. Но как свести вероятность возникновения кассового разрыва к минимуму? Рассмотрим основные причины кассового разрыва на предприятии.
Как правило, для возникновения кассового разрыва есть только две предпосылки: несовершенное финансовое планирование на предприятии и отсутствие эффективных инструментов для закрытия кассового разрыва.
Грамотная финансовая политика – это уже 80% успеха
Поэтому прежде всего вам нужно правильное внутрифирменное планирование движения денежных потоков в короткой и средней перспективе (от недели до 6 месяцев). Этим должен заниматься опытный финансист, который знает, как разработать грамотную финансовую политику предприятия.
Надо учесть сроки и объем поступления денежных средств от покупателей и из других источников (банки, финансовые учреждения, компании партнеры, взносы учредителей) и график выплаты и объем обязательств предприятия.
Причем очень серьезной ошибкой может стать непродуманная финансовая политика предприятия в отношении своих покупателей. Но об этом и разработке эффективных инструментов для ликвидации кассового разрыва мы поговорим в следующий раз. Эта тема стоит отдельной статьи.
Главное, что понимая серьезные последствия и причины кассового разрыва, вы сможете не только вовремя предвидеть его наступление, но и не допустить возникновения опасного финансового напряжения на предприятии.
В завершение надо добавить, что если вы не понимаете, как лучше разработать оптимальную финансовую политику для вашей компании или она требует корректировки, то вы всегда сможете обратиться к нашему специалисту за помощью. Dextra Law позволит вам профессионально решить данные вопросы, учитывая специфику именно вашего бизнеса.
Обращайтесь по телефону: +38(093) 38-35-895